«Шоколад», безусловно, одна из лучших кинопритч, которые мне довелось посмотреть. Есть такие замечательные фильмы, которые смотрятся легко, на одном дыхании, но при этом наполнены глубоким смыслом, причем мораль в таких фильмах не нарочитая и не глупая. А еще «Шоколад» — один из лучших фильмов о человеке, не похожем на других. Виенн Роше — совсем чужая в маленьком французском городке: она много путешествует, у нее есть дочь, рожденная вне брака, она носит яркие платья и цветные туфли, она не ходит в церковь, а главное — она занимается приготовлением и продажей ШОКОЛАДА даже во время Велико поста! Сознание жителей городка зашорено кучей псевдонравственных правил, они зажаты, религиозны, унылы и пытаются подавить друг в друге любое проявление творчества (как это происходило с мальчиком по имени Люк), а людей, которые чем-то выделяются они презирают и им не доверяют (к ним относятся и клептоманка Жозефин, терроризируемая мужем, и замкнутая и несколько вульгарная пожилая дама Арманда). Естественно, эти люди по определению не могут хорошо отнестись к появлению свободной и раскрепощенной Виенн, которая живет так, как ей хочется, подчиняясь разве что Северному ветру. Соответственно горожанам хочется заставить новую жительницу жить по привычным для всех правилам, о ней распускают слухи, в школе унижают ее дочь, большинство игнорирует ее шоколадную лавку… Особенно в этом усердствует мэр города, граф де Рено, чувствующий свою ответственность за нравственную чисоту жителей города и всеми силами старающийся поддерживать заведенные порядки, он уверен, что бунтарка не выдержит бойкота: сдастся и начнет подстраиваться под обычаи остальных или уедет и перестанет смущать горожан шоколадом. Но все же находятся люди, готовые поддержать Виенн, так что ее лавочка не пустует, и со временем все больше людей поддается соблазну испробовать ее необыкновенный шоколад, приготовленный по рецептам майя. Эта женщина обладает талантом угадывать, что именно понравится каждому ее посетителю, и она стремится сделать для каждого из что-нибудь приятное и оказать посильную помощь. В этом и цель Виенн — она путешествует по разным местам и пытается сделать жизнь там хоть немного лучше, научить людей забыть стереотипы и наслаждаться жизнью в полной мере. Ведь не зря говорят, что шоколад пробуждает потаенные желания. Поэтому за всю свою жизнь главная героиня уже привыкла, что сначала люди относятся к ее появлению скептически, но ей очень тяжело, что из-за этого страдает ее дочь. Анук — довольно странная девочка: из-за постоянных переездов у нее нет друзей, поэтому она общается с воображаемым товарищем — кенгуру Пантуфлем. Ей хотелось бы нормальной жизни: чтобы мама одевалась, как все, и ходила бы в церковь вместе с дочкой. Но Виенн полна жизненных сил и четко знает, чего хочет. И вскоре она смогла найти себе компанию, когда в город приплыли пираты-хиппи, которым были не рады даже больше, чем ей самой. А содним из них, капитаном баржи Ру у Виенн даже завязался роман. В фильме Виенн и Ру показаны, как символы раскованности и свободы, но при этом они ни в коем случае не безнравственные люди: просто они живут, ориентируясь на свои желания и потребности, а не по морально устаревшим общественным устоям. Виенн многое смогла сделать и для Жозефины, и для Арманды, и для Люка, и для Кэролин, и даже для самого графа Рено, не требуя ничего взамен, потому что Виенн делает то, что ей нравится, а ей нравится делать людям добро.
А выполнен фильм замечательно: в нем преобладают теплые шоколадные оттенки, много красивых пейзажей, все это дополняет прекрасная музыка Рейчел Портман. Это не говоря уже о шикарных актерских работах:
Жюльетт Бинош исполнила роль Виенн Роше так, что ей веришь и сопереживаешь, тем более что Виенн и сама по себе очень приятная женщина, Бинош сделала ее еще более милой и обаятельной.
Великолепен в роли зануды-графа, решительно настроенного в отношении всяких маргиналов, Альфред Молина. Он очень точно сумел передать все чувства и эмоции своего персонажа, и, хотя его персонаж далеко не самая симпатичная личность, все равно он вызывает понимание и в какой-то степени сочувствие.
Лена Олин здорово смотрелась в психологически сложной роли Жозефин Мускат, которую она исполнила идеально.
Джуди Денч предстала в интересном образе мизантропичной старушки Арманды, которой надоели претензии зануды-дочери, которая всецело предана графу, но при этом Арманда очень любит своего внука, с которым дочь запрещает ей общаться.
Кэри-Энн Мосс сыграла внутренне закрепощенную даму, для которой общественное мнение чуть ли не самое важное в жизни.
Петер Стомаре отлично вписался в роль мужа-тирана Жозефин, который тоже пытается корчить из себя добродетель.
Джонни Депп изображал пирата Ру. Роль менее интересная и характерная, чем у вышеупомянутых актеров, но он справился с не очень хорошо.