Резкие гитарные аккорды и стук колес поезда уносят нас далеко-далеко на Запад, вместе с Уильямом Блейком, до этого момента обычным клерком, прожившим обычную и серую жизнь в самом обычном Кливленде.

Первые пять минут фильма, в которых нет ни одной реплики просто потрясающи. Мы видим как Блейк переносится из будничного, спокойного и респектабельного Кливленда, в самый настоящий ад, в котором ему суждено прожить еще одну жизнь, жизнь мертвеца с пулей в сердце.

Уильям, проживший жизнь без каких-либо событий, и ничего из нее не взявший кроме саквояжа и дурацкого костюма, после смерти родителей отправляется на Дикий Дикий Запад. Дальше события развиваются с калейдоскопической быстротой. Вместо работы бухгалтера он чуть не получает выстрел из винтовки от мистера Дикинсона, потом оказывается в постели у местной красотки, и получает пулю в сердце, попутно успев убить сына того самого Дикинсона, к которому он и приехал. И вот бухгалтер Вильям Блейк скрывается от кучи охотников вместе с индейцем философом Никто.

Он проживает вторую жизнь, которую пишет кровью при помощи револьвера. Боявшийся выстрелов клерк с Востока, превращается в хладнокровного убийцу ставшего легендой.

«Мертвец» наверное самое стильное и оригинальное кино из всех, что я когда-либо видел. Фильм — аллегория, полный скрытых образов и символов. Это не вестерн, и даже не драма, а самая настоящая философская притча о жизни и смерти. Великолепная прорисовка каждого кадра, отличный саундтрек от Нила Янга, создающий наряду с черно-белым изображением особенную, присущую только «Мертвецу» атмосферу. Великолепная игра актеров второго плана Лэнса Хенриксена, Мили Эвиталь, Билли Боба Торнтона, Игги Попа, Гэбриела Бирна, Майкла Уинкотта. Незабываемый образ индейца Никто, созданный Гари Фармером.

Не хочу придумывать хвалебные эпитеты Джармушу и Деппу. Сколько бы ни придумал все будет мало. За такие фильмы просто без всяких лишних слов говорят спасибо. Большое спасибо Джим, большое спасибо Джонни.

Многие из нас, в том числе и я, любят говорить о смысле какого-либо фильма. Но сказать, что вот, именно я понял, в чем смысл «Мертвеца», это фильм вот именно об этом, и ни о чем другом, не имею никакого права. В том и главная прелесть этого фильма, что каждый понимает его по-своему. Но задуматься он заставляет каждого, кто умеет думать. При первом просмотре я увидел в нем одно, при последующих, уже на другом этапе жизни, совсем другое.
На всем протяжении фильма в отдельных фразах, отдельных кадрах Джим намекает нам на тот посыл, который он заключил в «Мертвеце».

- Ты правда Уильям Блейк? Ну тогда ты мертвец.
- Раньше ты писал стихи, а теперь ты убил белого человека.
- Меня возили из города в город, но людей успевали перевозить быстрее. Я удивлялся в каждом городе одинаковые люди.
- Одни рождены для наслаждений, а другие для страданий и бесконечной ночи.

Одни рождены для наслаждений, живут в первую очередь потреблением, легко, беззаботно ни о чем не задумываясь. Другие, среди них и Уильям Блейк, относятся к жизни и воспринимают ее совсем по-другому. Для них грань между жизнью и смертью намного тоньше. Вовремя бегства мертвеца — Блейка, образы смерти все время рядом с ним. Это и трупы убитых им и другими людей, и, мертвый олененок. Находит же покой он в лодке плывущей по воде, которая как зеркало.

В «Мертвеце» Джармуш создал свой особый иррациональный мир, мир в котором очень много сказано о жизни и людях, его можно по-разному понимать, по-разному толковать, но смотреть и пересматривать нужно обязательно, потому что такие фильмы появляются очень редко, а нам дают очень много.