Удивительно, но факт: большинство мейнстримовых поклонников Джонни Деппа слыхом не слыхивали о единственной попытке актера выйти за рамки исполнителя и переместиться в уютное кресло с надписью «режиссер» на спинке. А заодно и прихватить сценаристское, чтобы было куда положить ноги после утомительного съемочного дня. И это вовсе не сновидения фанатичного киномана, а реально существующая кинолента «Храбрец».
«Сердцем» для картины послужила одноименная новелла американского писателя Грегори Макдональда. В отличие от подавляющего большинства продуктов «Made in Hollywood», кинолента предстает в меру точной экранизацией, перенявшей у первоисточника главное — лейтмотив смерти. Главному герою, Рафаэлю (Джонни Депп), известна тайна, одни только мысли о которой способны повергнуть в страх любого здравомыслящего человека — он знает день своей смерти. И дело вовсе не в мистических ритуалах или смертельной болезни, нет. Рафаэль — человек, одного взгляда на которого хватит, чтобы поставить ярлык «без будущего». В свои юные годы он успел побывать в тюрьме, а сейчас у него жена и двое детей, которым приходится жить в поселении-свалке Моргантаун, которого даже нет на карте. Как и полагается, будущее в таких семьях отнюдь не беззаботное, в лучшем случае — тяжелое. И желание изменить такой порядок сподвигло Рафаэля на крайние меры — стать участником снафф-видео, то есть жертвой убийства на камеру. Теперь у него 15000 долларов аванса и семь дней до начала сьемок…
Идентичная книге завязка позволяет проследить и прочувствовать каково это — знать час своей смерти. Впрочем, методы, приводящие к неизбежной кульминационной развязке, у произведений разнятся, как полюса у магнита.
Книга в грубой, а местами шокирующей манере демонстрирует звериную сущность человека в отношении себе подобным. И выбор индейца, читай коренного американца, на главную роль отнюдь не случаен. На страницах произведения Макдональд изобразил жертву расовой дискриминации, а читатель, отождествляющий себя с главным героем, всецело поглощается желанием увидеть, в конце концов, вожделенную справедливость. Фактически, выбранный акцент книги описывается старой пословицей «встречают по одежде», но с напрочь забытым окончанием «провожают по уму», демонстрируя людей, полностью поддавшихся влиянию стереотипов мышления.
Кинопленочное творение, в свою очередь, является визуализацией восприятия литературного первоисточника братьями Депп (со-сценаристом стал старший брат, так что на стуле не всегда находились ноги Джонни). Первоначально кажущиеся упрощения на самом деле осознанный перенос акцентов с подчеркнуто дискриминационных на более притягательные семейные и любовные. Выполненные в характерной для арт-хауса манере с длительной фокусировкой камеры и неспешностью в повествовании доносит до зрителя задуманные эмоции. Будь это наслаждение оставшейся жизнью или страх перед неизвестностью, особую роль в становлении правильного настроя играет «крестный отец» панк-рока, Игги Поп, чьи меланхоличные, а порой романтичные композиции подчеркивают полноту испытываемых главным героем чувств.
Старик МакКарти, еще одна жертва «упрощений», как инструкция к конструктору, способен в корне изменить отношение к выбранному главным героем пути. Марлон Брандо примерил образ, имеющий немалое сходство с собой же в роли полковника Курца из Копполовского «Апокалипсиса сегодня». Мрачный тон, местами проникающий своими репликами в глубины мозга собеседника, полон хладнокровия и вызывает искреннее уважение к персонажу. В противовес этому, литературный собрат отторгает, а речь о нечеловеческих муках, уготованных Рафаэлю, шокирует детальностью и неподдельным удовольствием, которое испытывает старый садист.
На таком разностороннем позиционировании деталей выстраивается ультимативное восприятие обеих ипостасей «Храбреца», когда одно произведение дополняется другим, сохраняя при этом интригу в ознакомлении с первоисточником. Как кинодебют Джонни Деппа, работа представляет неподдельный интерес, а нехватка той самой книжной смелости в изображении низкоуровневых социальных слоев, обратной стороны Америки, удачно компенсируется расширенным изображением семейных и любовных ценностей.