Первые рецензии на фильм меня испугали: решила, что это будет совершенно запредельный полет фантазии без хорошего содержательного наполнения. Зря. Но, с другой стороны, рада, что смотрела фильм дома и несколько раз могла остановить видео и пересмотреть какой-то фрагмент заново.
Скажу честно, мне даже не хватило фантазии в фильме. Все походы героев в Воображариум заканчиваются вполне предсказуемым миром: пошлые мещанские шкатулки или прекрасные летающие девушки. К тому же, в фильме очень много быта, который не дает оторваться от реалий человеческой жизни. Хорошо показано, как воображение одного человека вплетается в мир грез другого… причем, более сильное воображение побеждает (Сливка, полностью втянутая в мир Тони).
Фабула такова: мудрец Парнас преданно служил Богу (истине) в монастыре, но поддался соблазну и заключил пари с дьяволом. Одно пари следовало за другим (первое правило — мошенничество допустимо), дьявол позволил Парнасу один раз выиграть, а дальше… Создатель Воображариума хотел привлечь души людей сказкой, преображением их совсем не сказочного, непростого существования. Хотя, если подумать, когда зритель видит все убогие мечты женщины, пошлые огромные туфли и т. п., вспоминается Акакий Акакиевич с его мечтой, над которой горько посмеялся Гоголь… «Душа человека измеряется мерой его желания» (Г. Флобер) «По тому, чтоо человек выбрал для себя, можно сказать, от чего он отказался» (Г. В. Ф. Гегель)
Воображариум — это зеркало твоих желаний, и половина его обычно справедливо принадлежит дьяволу. (Властелин ада в этом споре сделал ставку на осознание человеком ничтожности своего существования… на отчаянье, на гедонизм перед пропастью бессмыслицы и зла). И вот что получается: дьявол делает потрясающий ход — использует Воображариум Парнаса для вербовки душ. Человек заходит в мир своих фантазий — там есть некие абстрактные мечты (балласт, засоряющий его настоящую жизнь, необходимость делать выбор, решаться на что-то), зло и добро. Например, алкоголик видит только бар. Парнас показывает ему лестницу, по которой он может взобраться к лучшей жизни с неимоверным трудом, но алкоголик, не раздумывая, идет пить — бах, взрыв, и его душа попадает к дьяволу.
Воображариум — это тот мир, который способен создать себе человек, те категории, в пределах которых он мыслит, это то, что он носит с собой на протяжении всей жизни, то, через что он смотрит на реальность. Тони постоянно пытается убежать в мир своих фантазий, его обуревает желание славы, лестница в небо… но в итоге он создает там мир, абсолютно идентичный своим прежним «свершениям» — обман, жестокость, отмывание денег… Заметьте, все видят в Воображариуме только свое настоящее, нынешнее наполнение своего мозга… Парнас каждому открывает путь к исправлению, но человек свободен выбрать черную половину, где властвует дьявол, и борьба не прекращается ни на секунду…
Когда Парнас падает на колени со словами «Я устал выбирать», может, он хотел сказать, что устал выбирать правильный путь за других людей? Он хотел служить добру, подсказывая бандитам стать полицейскими или алкоголику преодолеть сотни ступеней, или (кульминация его деятельности советчика/судьи) наказать подлеца (Тони)… но все его попытки лишь добавляют души в коллекцию дьявола… Состязаться с этим противником человек не может, и Парнас раскаивается в своей дерзости, смиряется… Простите за аллюзию, но снова и снова по разным поводам вспоминается Великий Инквизитор (Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы»), который вознамерился сделать людей счастливыми, отобрав у них то, что даром и одновременно непосильной ношей возложил на них Христос…
Прекрасен момент с монахинями, говорящими дьяволу «Да благословит тебя Бог!» (сравните со словами дьявола «Я уже давно хочу разделаться с Тони, но всегда находится какой-то дурак, который его спасает» В роли такого дурака, пожалуй, только и остается выступать добру в нашем мире) и ответ дьявола Парнасу: «Где твоя дочь?… Откуда мне знать?… Она свободна». Вот ключевое послание от режиссера Терри Гильяма (и Иисуса Христа) — человек свободен, он должен выбирать… за себя.
Кто-то понял Парнаса как пародию на бога, не могущего веками сделать людей счастливыми и позорно проигрывающим дьяволу тур за туром. Оскорбившись такому наглому поклепу на веру, фильм Гильяма не приняли… Мне кажется, эта работа режиссера выполнена в полном соответствии с религиозной христианской концепцией, а развенчан именно образ посредника между Богом и человеком, которому не под силу тягаться одному со всем злом мира.
Последняя роль Хита Леджера, что тут можно сказать? Блистательно… Очень жаль, что мы так рано потеряли этого актера… Единственное, Хит так и не смог избавиться от привычки высовывать язык после роли Джокера, здесь это портило впечатление… Хотелось бы особо отметить работу Эндрю Гарфилда (Антон). На мой взгляд, ему удалось переиграть всех четырех мегапопулярных актеров… Даже Том Уэйтс на его фоне казался заложником одного приема «опасный злодей с сигаретой». Джонни Депп вообще не попытался присмотреться к игре Хита, просто пришел и сыграл снова Джека Воробья. В этом смысле Джуд Лоу был наиболее близок к поставленной задаче: великолепно передал мимику первого Тони + добавил от себя холёности и слащавости. Колин Фарелл — неплохо, но как-то блекло. Жаль, что Хит Леждер не успел сыграть финальную сцену. Это была бы полноценная точка в конце фильма. Хотя, в общем, этот вынужденный ход со сменой лиц Тони, как уже справедливо отмечали многие критики, пошел фильму на пользу. Лили Коул — молодец, но молодая нимфоманка с сигаретой для 16 лет — как-то перебор…