Свершилось! Самая ожидаемая премьера весны — «Пираты Карибского моря. На странных берегах» состоялась. Фильм не нуждается в красочных анонсах и опытных пиарщиках. Необычайную популярность ему заранее принес масштабный кинопроект, основанный на диснеевском аттракционе, — знаменитая трилогия о пиратах Карибского моря режиссера Гора Вербински.

Первая часть киноэпопеи («Проклятье Черной Жемчужины») вышла ещё в 2003 году, и с тех пор морские джентльмены удачи, вопреки суперположительным героям, покоряют сердца зрителей не голливудскими улыбками и чистой совестью, а яркой необычностью и искрометным юмором.

Главный герой — Джек Воробей (простите, капитан Джек Воробей) — образ как будто специально придуманный для Джонни Деппа, уже не раз осваивавшего амплуа чудика и фрика. Именно ему, а не заслуженным секс-символам мирового кинематографа (Кире Найтли и Орландо Блуму) трилогия была обязана ошеломительным успехом. Ведь в эпоху морализаторства и политкорректности герой, нарушающий разного рода табу, становится невероятно востребован. А если он делает это с юмором и не со зла, симпатии зрительской аудитории гарантированы.

К сожалению, Гор Вербински в какой-то момент забыл об этом: в третьей части, («Пираты Карибского моря. На краю света») акцент заметно смещается с эксцентричности Джека Воробья на 3Dшные спецэффекты и накал страстей во взаимоотношениях Уилла Тернера и Элизабеты Соун. Получилось скучно, но эффектно. Впрочем, третий фильм должен был быть заключительным, а потому впечатляющим. Продолжение не планировалось: Кира Найтли, Орландо Блум и даже Гор Вербински отказались от дальнейшего участия в проекте. Но Джонни Депп и Джефри Раш (Гектор Барбосса) согласились на съемки в четвертой части, что позволило Робу Маршалу (режиссеру «Чикаго» и «Мемуаров гейши») создать вероятное начало новой трилогии.

Сюжет получившегося фильма прост и даже примитивен. Капитан Джек Воробей, как водится, оказывается втянутым в опасную историю и отправляется на поиски источника вечной молодости. Туда же держат путь его бывшая возлюбленная — Анджелика (Пенелопа Круз) и её отец — кровожадный пират Черная Борода (Йэн Макшейн). Не отстает от новых героев и уже знакомый всем Барбосса, бодро ковыляя на деревяшке вместо потерянной в бою ноги. Путь долгий, но компания веселая.

К счастью, те, кто боялись кардинальных изменений «Пиратов Карибского моря» вздохнули с облегчением: опасения были напрасны. Роб Маршал в целом «просек фишку» и не испортил мифологии пиратства, тщательно разработанной Гором Вербински.

Всё так же добропорядочные граждане уступают хитрым пиратам, а пираты по-прежнему уступают благородству. И в этом противопоставлении фигура Барбосса неожиданно стала ключевой. Джефри Раш талантливо изобразил и королевского прислужника, и благородного мстителя. Барбосса, как потенциальный капер — отвратителен, но как отважный капитан, отстаивающий свою честь — невольно внушает уважение.

Впрочем, статус морского разбойника ещё не знак качества персонажа: Черную Бороду боятся даже такие же, как и он сам, пираты. А правление Барбоссы встречают радостным смехом. Восхищает только герой, умеющий смешить и смеяться. И капитан Джек Воробей — главное тому доказательство. Во время головокружительного побега из королевского дворца, он не забывает украсть пирожное, а видя Черную Жемчужину в бутылке, не ужасается, а задает вполне логичный вопрос: «Почему в бутылке?» И ведь, черт подери, действительно, почему корабли всегда помещают в бутылки?!

Дело здесь не только в талантливых сценаристах. Игра Джонни Деппа, как всегда, бесподобна. Без него фильм погряз бы в излишнем пафосе. И видевшим предыдущие эпизоды зрителям не стоит нет необходимости объяснять, почему.

Бесподобна и Пенелопа Круз — прекрасная находка для фильма. Невольно улыбаешься Анджелике с её бурным темпераментом и испанской бранью. Неплохая пара для Джека Воробья. К счастью, создатели фильма не скатились в дешевую мыльность, опошлив героев шаблонными романтическими отношениями. Надеюсь, не сделают это и в дальнейшем.

На этом обзор фильма можно было бы закончить и ещё раз похвалить Роба Маршала за сохранение диснеевского стиля и бесбашенности Джека Воробья, но… Слишком низкие кассовые сборы и слишком много недовольных отзывов фанатов.

Ухудшение каждой части «Пиратов Карибского моря» стало неумолимой тенденцией, Роб Маршал, к сожалению, не смог её остановить. И дело не только в смутном ощущении недоработанности сюжета и оскудения юмора. Есть и более явные недочеты.

Немного жаль, что отсутствует замечательная парочка друзей — пиратов (лысый и одноглазый), забыта собака с ключами (вряд ли она отказалась от участия в съемках). А ведь и в этих персонажах был заключен озорной дух пиратства.

Ещё большую скорбь вызывает дешевая замена Уиллу Тернеру и Элизабете Соун: праведник с телом грешника и русалочка-людоедка (да простит Андерсен её создателей)

Восторженно-банальные сцены с этими пресными влюбленными утомляют. Невольно надеешься, что сородичи Сирены съедят незадачливого проповедника, как только он призовет их к покаянию, ибо люди — вкусны, а сутану носить рыбий хвост мешает.

Разочаровывает и отсутствие качественных морских бурь и баталий — серьезный недостаток для кинокартины про пиратов. Видимо, режиссер был не готов идти на финансовые жертвы, и фильм от этого много потерял.

Трюки на суше поставлены неплохо, но не отличаются новизной. Прыжки с высоты, горящий транспорт, балансирование на качающемся полу — все это давно знакомо зрителям. Впрочем, у Роба Маршала была исключительно коммерческая цель — понравиться публике. А для этого следование общей тенденции надежней экспериментирования. Наверное, поэтому в фильме появляются невыразительные зомби и русалочки подозрительно похожие на классических киношных вампирш.

Трилогия «Пиратов Карибского моря» стала не только рекламой для творения Роба Маршала, но и мерилом качества, задавшим ему необходимый стандарт. Размышление о достоинстве кинокартины невольно превращается в сравнение с предшествующими эпизодами. В чем-то она им уступает, в чем-то — нет. Критерий «лучше», увы, не применим.

Тем не менее, хочется сказать Робу Маршалу спасибо за ещё одну встречу с капитаном Джеком Воробьем и другими пиратами Карибского моря. Встреча эта, несмотря на все её недостатки, продолжает радовать и впечатлять.